Образовательные программы ДОУ

На 2018-2019 учебный год в БДОУ г.Омска «Детский сад №330 комбинированного вида» по данным комплектования обучается 325 детей. Воспитание и обучение ведется на русском языке.

Основная образовательная программа БДОУ города Омска

«Детский сад № 330 комбинированного вида»

 Пояснительная записка

Образовательная программа дошкольного учреждения – это основной нормативный документ, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации образовательного процесса. Образовательная программа обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому. Образовательная программа дошкольного учреждения создана как программа обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации — индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей. Программа обеспечивает возможность достижения воспитанниками социально-нормативных возрастных характеристик на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Рациональная структура образовательной программы дошкольного учреждения предполагает наличие трех основных разделов:

  1. Целевой – пояснительная записка и планируемые результаты освоения программы.
  2. Содержательный – описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленных в пяти образовательных областях; описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы.
  3. Организационный – описание материально- технического обеспечения образовательной программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Программа основывается на положениях:

1) фундаментальных исследований отечественной научной психолого-педагогической и физиологической школы о закономерностях развития ребенка дошкольного возраста;

2) научных исследований, практических разработок и методических рекомендаций, содержащихся в трудах ведущих специалистов в области современного дошкольного образования;

3) действующего законодательства, иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы дошкольного образования.

Образовательная программа ДОУ разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов:

  • Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации»;
  • Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» (утвержден постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26);
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и   науки   РФ от 17.10.2013 г.  № 1155)
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

Показателями Программы являются:

  • построение целостного педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей;
  • разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
  • гибкое содержание и подбор педагогических технологий, ориентированных на личностное развитие ребенка, раскрытие творческих способностей детей, выявление одаренности;
  • развитие различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов и потребностей детей;
  • организацию индивидуальных и коллективных видов деятельности, построенных на содержательном общении, диалоге;
  • право выбора самим ребенком содержания, средств, форм самовыражения, партнеров по деятельности.

Образовательная программа ДОУ состоит из двух частей: обязательной части и вариативной части.

  1. Обязательная часть программы обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования.
  2. Вариативная часть программы отражает:
  • наличие приоритетного направления деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей;
  • специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Время, необходимое для реализации Программы, составляет 80% времени пребывания детей в группах с 12-ти часовым и 10-ти часовым пребыванием в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей.

Объем обязательной части Программы составляет не менее 60% времени, необходимого для реализации Программы, а в вариативной части 40% общего объема Программы.

Содержание Программы включает совокупность образовательных областей («Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной  которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

При построении Программы учитывается принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой образовательных областей. Это способствует тому, что основные задачи содержания дошкольного образования каждой образовательной области решаются и в ходе реализации других областей Программы.

Содержание Программы в полном объеме реализуется в совместной деятельности педагогов и детей включающую непосредственно образовательную деятельность и образовательная деятельность осуществляемая в ходе режимных моментов а также через оптимальную организацию самостоятельной деятельности детей.

Содержание Программы сформировано с учетом культурно-исторических особенностей и ценностей города Омска и  Омской области.

Комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельности, обеспечивает соединение образовательных областей в единое целое. В основу реализации комплексно-тематического принципа построения Программы положен календарь праздников, который обеспечивает:

  • «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности;
  • социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности в ходе подготовки и проведения праздников;
  • поддержание эмоционально-положительного настроя ребенка в течение всего периода освоения Программы, так как праздник – это всегда событие (день памяти; счастливый, радостный день, напоминающий о произошедшем или устраиваемый по какому-либо поводу);
  • технологичность работы педагогов по реализации Программы (годовой ритм: подготовка к празднику – проведение праздника, подготовка к следующему празднику – проведение следующего праздника и т.д.);
  • разнообразие форм подготовки и проведения праздников;
  • возможность реализации принципа построения программы «по спирали», или от простого к сложному (основная часть праздников повторяется в следующем возрастном подпериоде дошкольного детства, при этом возрастает мера участия детей и сложность задач, решаемых каждым ребенком при подготовке и проведении праздников);
  • выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования (органичное включение в праздники и подготовку к ним родителей воспитанников).

Содержание образовательного процесса построено на основе реализации комплексной образовательной программы нового поколения.

 

 

 

 

 

 

Основная образовательная Программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой;

 

Пояснительная записка

 

К Программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (Основная образовательная программа дошкольного образования /Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – 3 издание, исправленное и дополненное 2015 г.) является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.

Программа разработана в соответствии с действующими федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС ДО, Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).

В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

При разработке Программы авторы опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.

Особая роль уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.). Авторы Программы основывались на важнейшем дидактическом принципе — развивающем обучении и научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов).

Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы.

Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд). Главный критерий отбора программного материала — его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной — как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.

Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально – художественной, чтения.

Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:

  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
  • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
  • творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать

творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

  • уважительное отношение к результатам детского творчества;
  • единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
  • соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.

Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.

В 2007 году ЮНЕСКО был опубликован Всемирный доклад по мониторингу «Программы ЮНЕСКО „Образование для всех” (ОДВ)». В докладе ЮНЕСКО большое внимание уделяется образованию, которое называется прочной основой жизни, и выдвигается положение о том, что обучение детей должно начинаться с рождения. Обсуждению этого вопроса посвящена первая глава документа — «Обучение начинается с рождения».

Необходимость раннего обучения обосновывается «Конвенцией о правах ребенка», а также данными научных выводов о возможностях развития ребенка раннего возраста. В докладе говорится: «Опыт ребенка в рамках воспитания и образования в младшем возрасте — специальная тема всемирного доклада по мониторингу образования за 2007 год — является основой для его последующего обучения. Прочная основа воспитания и образования детей младшего возраста, включая хорошее здоровье, правильное питание и благоприятствующую ребенку среду, может помочь обеспечить плавный переход ребенка в начальную школу, дать хорошую возможность для завершения базового образования и помочь ему избежать нищеты и других не благоприятствующих его развитию условий. Поэтому не случайно, что первая цель ОДВ содержит обращенный к правительствам призыв к расширению и совершенствованию воспитания и образования детей младшего возраста (ВОДМ) и является инструментом, гарантирующим права ребенка».

 

 Содержание и структура Программы

Общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»:

  • соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
  • соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
  • строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.

Программа начинается с раздела «Организация жизни и воспитания детей, в котором даны общие принципы построения режима дня, создания предметно-развивающей образовательной среды, интеграции образовательных областей и проектирования воспитательно-образовательного процесса.

Содержание психолого – педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям — физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.

Содержание психолого-педагогической работы представлено по возрастным группам. Программа охватывает четыре возрастных периода физического и психического развития детей: ранний возраст — от рождения до 2 лет (первая и вторая группы раннего возраста), младший дошкольный возраст — от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы), средний дошкольный возраст —от 4 до 5 лет (средняя группа), старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы). При этом, в силу возрастной специфики и особенностей развития малышей от рождения до 2 лет, разделы для первой и второй групп раннего возраста структурно отличаются от разделов для дошкольных групп. В разделах по группам раннего возраста для каждого возраста даются характеристика возрастных особенностей психического развития детей, особенности организации жизни детей, примерный режим дня, определены задачи воспитания и обучения. В разделах по дошкольным группам для каждого возраста, помимо характеристики возрастных особенностей психического развития детей, особенностей организации жизни детей, примерного режима дня и содержания психолого-педагогической работы, даются примерное комплексно-тематическое планирование и планируемые промежуточные результаты освоения Программы. При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников. Для четкости изложения в начале раздела по каждой образовательной области приводится цитата из ФГТ (Федеральные государственные требования), обозначающая цели и задачи данной образовательной области. Планируемые промежуточные результаты освоения Программы в подготовительной к школе группе совпадают с итоговыми результатами освоения Программы, поэтому они изложены в отдельном разделе, завершающем содержательную часть Программы.

В разделе «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы»изложены принципы мониторинга достижения детьми планируемых промежуточных и итоговых результатов освоения Программы. Авторы Программы, признавая ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников, выделяют в Программе работу с родителямив отдельный раздел. Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве отражена в Программе в разделе «Коррекционная работа».

Обширный перечень необходимых программ, технологий, методических пособий поможет педагогам составить на базе программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» основную общеобразовательную программу для своего дошкольного образовательного и успешно реализовать ее.

Преемственность.

Следует отметить, что программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», являясь современным инновационным продуктом, опирается на лучшие традиции отечественного образования и по многим направлениям сохраняет преемственность по отношению к наиболее известной программе дошкольного образования последнего десятилетия — «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Благодаря такой преемственности, большинство пособий к «Программе воспитания и обучения в детском саду» могут быть использованы и при работе по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».

Остается актуальной гуманизация содержания дошкольного образования. Проблема гуманизации актуализировалась и углубилась в соответствии с требованиями времени. Гуманизм (пер. с лат. – «человеческий») – это идейно-культурное движение эпохи Возрождения, противопоставляющее средневековой схоластике принцип всестороннего развития личности. Гуманизация – вера в ребёнка, оптимистическое, уважительное к нему отношение, использование личностно-ориентированной модели общения, преобладание демократического стиля общения. Гуманизация образования – учёт личностных потребностей детей и запросов родителей, изменение развивающей среды с учётом пола. Проблемой гуманизации дошкольного образования занимаются Л. А. Парамонова, С. А. Козлова, Т. С. Комарова и др. Ш. Амонашвили под гуманизацией понимает использование педагогики сотрудничества, то есть умение педагога сделать ребёнка активным участником своего развития. Е. Бондаревская, С. Кульневич, А. Мудрик под гуманизацией понимают личностно-ориентированную педагогику, то есть умение педагога доходить до каждого ребёнка, использовать педагогическую поддержку, опираться на положительное в ребёнке. Проблема гуманизация образования решается на основе Конвенции о правах ребёнка Т. Н. Дороновой. Философские основы данной проблемы заключаются в признании роли взрослого в развитии ребёнка и роли среды.

Психологические основы гуманизации составляют создание ситуации успеха, ориентировка на зону ближайшего развития, учёт психологических особенностей развития, преобладание положительных эмоций, использование теории ясных и неясных знаний (Н. Н. Поддьяков). Гуманизация образовательного процесса заключается в первую очередь в гуманизации содержания дошкольного образования, которое является системообразующим элементом. Гуманизация содержания дошкольного образования предполагает обновление содержания дошкольного образования, позитивные тенденции в организации образовательного процесса. Л. А. Парамонова обобщила основные подходы к обновлению содержания дошкольного образования. По мнению автора, базисное содержание дошкольного уровня образования должно выстраиваться по следующим принципам:

l развивающий характер образования, направленный на раскрытие потенциальных возможностей детей;

l системный характер образования, то есть взаимосвязь объектов и явлений жизни, познание их ребёнком в системе;

l интегративный характер образования, то есть развитие детей на основе чувственного и рационального познания;

l мультикультурный характер образования, то есть приобщение детей к собственной культуре и культуре других народов;

l деятельностный характер образования, то есть использование разных видов деятельности, развитие каждого вида деятельности;

l здоровьесберегающий характер образования, то есть обеспечение здоровьесберегающей среды, формирование здорового образа жизни у детей.

Интегративный подход является актуальным, перспективным, предполагает формирование у детей целостной картины мира на основе взаимосвязи естественнонаучных знаний, эстетических знаний, социальных, логико-математических знаний.

Федеральные государственные образовательные стандарты ориентируют ДОУ при разработке образовательных программ учитывать принцип гуманизации, который означает:

  • признание уникальности и неповторимости личности каждого ребёнка;
  • признание неограниченных возможностей развития личностного потенциала каждого ребёнка;
  • уважение к личности ребёнка со стороны всех участников образовательного процесса.

(Интегративные качества развития личности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО в приложении 5 к Учебному плану)

 

Новыми формами организации дошкольного образования являются: группы кратковременного пребывания, оздоровительные группы, группы подготовки к школе, коррекционные группы, группы выходного дня, группы общеразвивающей направленности, группы компенсирующей направленности, группы оздоровительной направленности, группы комбинированной направленности.

Таким образом, система дошкольного образования – это динамичная, развивающаяся, сложная система, включающая образовательные программы, ФГТ, сеть дошкольных учреждений, систему органов управления.

 

 

 

 

Программа Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада»

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Всем известно, что в человеческой деятельности нет областей, где не употреблялась бы речь. Она нужна везде. И прежде всего на этапе обучения. А поскольку всем детям приходится учиться, то от качества речи ребенка зависит и успешность его обучения, поэтому главная задача программы Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной по подготовке детей к школе является именно развитие речи.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.

Основная причина — недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова.

Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.
Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и др.), а также огромный практический опыт логопедической работы, обучение детей по коррекционно-развивающим программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами письма и чтения еще в дошкольный период. Своевременное и личностно ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития. Это является необходимым условием полноценной интеграции дошкольников с ФФН в среду нормально развивающихся сверстников.

Цель программы: создание условий для правильного организованного коррекционного обучения и воспитания детей в условиях детского сада, для грамотного всестороннего обследования их речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, а также личных особенностей и социального окружения.

Программа является парциальной образовательной программой, где разработаны системы занятий по определенным лексическим темам. Работу ведет учитель-логопед, воспитатель, психолог, музыкальный руководитель )участники этой работы и родители).

Ключевые позиции в организации  коррекционной работы в условиях специального детского сада принадлежат учителю-логопеду, в обязанности которого входят диагностика, профилактика, а также коррекционно-педагогическая, организационно-методическая, консультативная, координирующая, контрольно-оценочная деятельность.

Задачи: (стоящие перед всеми субъектами коррекционного процесса) – оказать своевременную и адекватную диагностическую, профилактическую и коррекционно-педагогическую помощь дошкольникам с проблемами в речевом развитии:

Учитель-логопед выявляет детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи, определяет уровень речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологические особенности детей, разрабатывает направление и содержание помощи каждому из них, проводит профилактическую и коррекционно-речевую работу с детьми в соответствии с индивидуальными планами и заявленной программой, оценивает результаты работы и определяет степень готовности к школьному обучению, помогает сотрудникам ДОУ и родителям в создании полноценной речевой среды, координирует усилия педагогов и родителей, ведет контроль за качеством их работы с детьми.

Воспитатель  обеспечивает оптимальные, психологически комфортные условия воспитания и обучения, ведут профилактику и коррекцию недостатков речевого развития у детей, обеспечивают их общую и речевую подготовку к школе, повышают психолого-педагогическую культуру и компетентность родителей, побуждают их к общему и речевому развитию ребенка в семье.

Родители создают благоприятные условия для общего и речевого развития детей в семье, обеспечивают полноценную речевую среду в проведении целенаправленной и систематической работы по ощему речевому развитию и детей и коррекции недостатков.

В программах реализованы в соответствии с этиопатогенетической симптоматикой речевого нарушения следующие принципы дошкольной коррекционной педагогики:

• принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);

• принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;

• принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;

• принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;

• деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с отклонением в речи.

К основным условиям действенности коррекционно-речевой работы относятся следующие:

  • Индивидуализация (достигается в результате изучения учителем-логопедом уровня развития и структуры нарушений речи каждого ребенка, тщательного и объективного анализа причин наблюдаемых явлений);
  • Комплексность (включение в работы родителей ребенка, других членов семьи и педагогов ДОУ). Обеспечивает возможность проведение речевой работы не только непосредственно, но и опосредованно, т.е. в игровой, учебно-познавательной, продуктивной и других видах детской деятельности. На основе рекомендаций учителя-логопеда и при тесном сотрудничестве с ним воспитатели, родители создают обогащенную развивающую речевую среду в ДОУ и семье;
  • Разносторонность (предполагает учет в коррекционном процессе не только речевых, но индивидуальных особенностей дошкольника, которые прямо и косвенно мешают их нормальному развитию. Нацеленность работы не столько на устранение речевых недостатков, сколько на развитие его личности в целом и использование специфических и неспецифических коррекционно-педагогических средств и способов является залогом успешности.

Особое внимание обращается на игровую деятельность (сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация) и степень речевой активности в процессе игры.

Коррекционно-воспитательная работа строится с учетом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.

Учитель-логопед и воспитатель работают над развитием речи детей совместно, руководствуясь общими требованиями типовой программы обучения и воспитания. Устранение имеющихся у детей пробелов в речевом развитии осуществляется преимущественно логопедом (раздел «Формирование произношения и развитие речи»).

Основными направлениями работы по развитию речи детей являются:

• формирование полноценных произносительных навыков;

• развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза.

По мере продвижения ребенка в указанных направлениях на скорригированном речевом материале осуществляется:

• развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

• обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;

• воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;

• развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;

• формирование элементарных навыков письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия.

Алгоритм работы с родителями, имеющими отклонения в речевом развитии

Главная цель взаимодействия логопеда и семьи – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса, включение родителей в совместный коррекционный процесс и создание единого речевого пространства.

Основные задачи работы с родителями:

  • установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
  • объединить усилия для развития и воспитания детей;
  • создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
  • активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях

  • сформировать у родителей желание помогать ребенку;
  • формирование мотивации к участию в образовательном процессе;
  • повышение уровня педагогической компетенции родителей;
  • информационная и дидактическая поддержка семьи.

Формы работы с семьей

Выделяют традиционные формы и инновационные.

Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

Нетрадиционные формы общения с родителями, среди которых выделяют несколько групп: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные(информационно-познавательная и информационно-просветительская формы).

Применение традиционных и новых (с привлечением инновационных технологий) форм работы способствует повышению компетентности родителей в вопросах коррекции речевого развития дошкольников и значительно сказывается на эффективности всей логопедической работы по устранению речевых нарушений.

Разнообразные формы работы с родителями  содержат образовательные области:

«Познание» — интеллектуальное развитие ребёнка через подготовку ребёнка к конкурсам, совместные дополнительные мероприятия в семье и в детском саду.

«Социализация» — знакомство родителей с трудностями и достижениями детей на родительских собраниях, организация выставок …

«Безопасность» — информирование родителей о создании безопасных условий дома через консультации, оформлении стендов, стенгазет, плакатов, буклетов.

«Здоровье» — знакомство родителей с эффективными средствами закаливания через оформление стендов, индивидуальных консультаций, организацию «Семейных весёлых стартов» …

«Физическая культура» — знакомство родителей с лучшими достижениями в физкультуре других семей, организация совместных соревнованиях и т. д.

«Коммуникация» — индивидуальное консультирование родителей по вопросам общения, круглые столы, участие в конкурсах.

«Чтение художественной литературы» — совместное чтение детей и родителей произведений художественной литературы, консультирование родителей по выбору тематики чтения, оформление выставок.

«Художественное творчество» — совместные рисунки и поделки.

«Музыка» — музыкально-художественная деятельность в семейных праздниках, концертах.

«Труд» — совместная деятельность.

Принципы взаимодействия учителя-логопеда с родителями.                              

  1. Принцип доверительности отношенийпредполагает обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность, тактичность и доброжелательность логопеда, его умение понять и помочь решить проблемы речевого развития ребёнка.
  2. Принцип личностной заинтересованности родителей, который определяется постулатом педагогической деятельности, согласно которому «никого ничему нельзя заставить научиться человек должен сам захотеть именно этому и именно у меня научиться». Это значит, что родители должны увидеть личный интерес, который поможет им правильно строить общение и совместную деятельность с ребёнком, пересмотреть и сделать свою позицию более адекватной в области коррекционной педагогики.
  3. Принцип подхода к родителям, как к активным субъектам процессавзаимодействия, а не как к объектам воспитания. Реализация данного принципа заключается в том, что при определении содержания и форм взаимодействия с родителями, логопед должен помнить следующее: во-первых, родители являются социальными заказчиками, во-вторых, они для нас не ученики, а партнёры, и мы им призваны помогать.
  4. Принцип утверждения самооценки родителей, обоснованием которого является утверждение того, что только уважающие себя родители могут воспитать здоровую и свободную личность. Этот принцип предполагает проявление предельного уважения к каждому родителю, отказ от судейской позиции по отношению к ним, оказание им поддержки создание условий, при которых родители смогут наиболее максимально и плодотворно проявить свои положительные качества и способности.
  5. Принцип эмансипации родителей, предполагает освобождение родителей от прежних взглядов на развитие и воспитание, а так же самого ребенка как на несмышленого малыша, которому надо постоянно подсказывать, помогать, поведением которого надо руководить, во – вторых, пробуждение их желания лучше познать самих себя, что в конечном итоге поможет им лучше понять своих детей.

Взаимодействие с родителями процесс достаточно трудоёмкий, требующий большой подготовки и чёткого планирования совместной деятельности, но при умелом сочетании традиционных и нетрадиционных форм сотрудничества с семьёй становится неотъемлемой частью коррекционно-развивающего процесса.

Только продуманная, рационально-спланированная, скоординированная и ежедневная работа даст основание говорить о возможном достижении максимально-положительных результатов в коррекционной работе с детьми.

 

 

© 2013-2019 БДОУ детский сад №330                                                                                                                                                                                                                                 Яндекс.Метрика